Давно хотел написать большой, развернутый материал о том, что же сейчас на самом деле происходит с такси. Нет, не с какой либо отдельно взятой службой такси или с диспетчерской, а вообще, изложить так сказать картину в целом.
Вот все думал - с чего начать? Ведь проблем на самом деле масса, и как мне видится, если в ближайшее время власти и законодатели не возьмутся за ум, то уже через два - три года, понятие такси может уйти в прошлое, и наши любимые пассажиры станут вынуждены ловить «частника» на дороге, вспоминая послеперестроечные годы.
Для начала предлагаю моему читателю пройтись немного по истории. Нет, не пугайтесь, совсем недалекой историй — февраль 2011 года.
Это было то время, когда о законе для таксистов никто ничего и слышать не слышал, самая «оттепель» такси в посткризисной России. Только оживились клиенты, стали возвращаться в профессию и профессионалы от такси, на время ушедшие от безденежья в другие сферы... Разве кого то что - то не устраивало тогда? Нет, я не говорю о Москве там всегда был полный бардак, а сейчас ещё хуже. Я говорю о небольших городах и регионах. Конечно, таксисты почти не платили налогов и были совершенно неподконтрольны власти, но и пассажиров и таксистов такой расклад вполне устраивал.
Честно сказать, определенный порядок в такси наводить было конечно нужно. Имеешь доход — плати налог, вроде как все справедливо? Ведь все кто работает официально, такой налог платят!
И вот настал апрель 2011 года, и грянул закон! Многие из пассажиров тогда втихую злобствовали, мол - «так вам и надо, хапуги! Теперь то будем ездить дешево и исключительно на иномарках» - предвкушали некоторые из них...
Таксисты криво ухмылялись, мол и не такое проходили, и ничего! Нет, по началу были конечно массовые митинги, возникло определенное недовольство, но уже к осени все как то подзатихло...
Когда я впервые ознакомился с текстом этого закона, лично мне стало немного не по себе — ведь последние 10 лет моей жизни на тот момент, были тесно связанны с работой в этой отрасли. Некоторые опусы из сего творения, вызывали смех, некоторые - сомнения в здравом уме людей его написавших, а некоторые просто приводили... Нет, не в ужас, но определенные опасения появились. Не то чтобы я боялся налогов - к тому времени я уже почти 6 лет являлся ИП, и почти исправно платил необходимые налоги и взносы. Меня поразил сам подход к решению проблемы! Поразил полнейший непрофессионализм законотворцев! Периодически, во время чтения, у меня закрадывалось мнение, что они вообще слабо представляют себе - что такое такси!
Кто бы мог подумать, но как выяснилось именно наличие «цветографической схемы» на бортах авто, непосредственно влияет на безопасность пассажиров!
Региональные власти получили возможность ограничивать число такси квотами, выбирать понравившийся цвет машин такси и т. д. Не смотря на далеко вперед шагнувшие технологии, вдруг всплыло анахроничное понятие «таксометр»... К чему это привело?
Давайте рассмотрим ситуацию вместе:
Стали массово плодиться так называемые «сетевики», это и пресловутое такси «Максим», «Таксишка», «Везу» да и ещё масса им подобных. Для непросвещенных поясню — это не службы такси в общепринятом понимании, эти предприятия никогда не имели собственного автопарка. Это просто крупные диспетчерские, или как стало модно говорить - call center, которые находится где то в материально неблагополучных населенных пунктах, где рабочая сила и аренда помещений максимально дешева. Например «Максим» - это Курская область, «Таксишка» и «Мастер» - Ижевск, ну и так далее. В других городах просто находят кадры для исполнения административных функций - набор персонала, работа с клиентами, реклама и т. д. Покупается красивый телефонный номер, желательно из одинаковых цифр — так легче раскрутиться. Настраивается переадресация вызова на все тот же call center, ну в общем, обычная рутинная подготовка. А вот потом начинается самое интересное - агрессивная, часто на грани закона рекламная кампания, демпинг цен как в отношениях водитель - клиент, так и в отношениях водитель - служба заказа. Вопреки всем ранее устоявшимся правилам, набираются водители - совместители, т. е. работающие и на конкурентов в том числе. Набирают вообще всех, у кого есть на чем возить людей. Марка, модель машины, её возраст, стаж и возраст водителя никакого значения не имеют, иногда берут даже без водительских прав. Тем более никто не заставляет водителя получать разрешение и следовать все тому же закону, например в прохождении ежедневных предрейсовых медицинских и технических осмотров. Более того, в ряде случаев проводится качественная психологическая обработка водителя, внушающая человеку что закон вообще для идиотов, и никто никого не накажет, а если вдруг и накажут, служба оплатит водителю издержки. Так по крайней мере вела себя служба заказа такси «Максим» в Иваново. Это уже потом, когда водители стали попадаться в ходе проведения рейдов, выяснилось, что все посулы компенсировать водителю убытки от штрафа - всего лишь рекламный блеф и не более.
Тем не менее, эти конторы стали быстро завоевывать Российский рынок, именно благодаря тому, что в отличии от местных служб такси, шли категорически в разрез с законом.
Как же бороться с подобным явлением? Да пока никак! Нет никакого законодательства на сей день, раскрывающего понятие «Диспетчерская служба такси», как нет и наказания для этого субъекта рынка!
По всем законам - всегда, во всем и везде, виноват исключительно исполнитель заказа - водитель!
При этом нельзя не сказать о том, что эти «конторы» вносят свои с позволения сказать «высокотехнологичные» новшества. Например - стали озвучивать клиенту цену, ещё до прибытия машины, что несомненно было удобно пассажирам по ряду факторов. Но и удобство это весьма сомнительное, ведь в рекламе служб указывалась цена проезда за километр пути, и минуту вынужденного простоя машины. По факту диспетчер может озвучить Вам цифру, нередко сильно разнящуюся с реальным пробегом в ту или другую сторону. Ведь путь рассчитывается при помощи электронных карт, как правило это «Яндекс», которые имеет немало «лагов», выражаясь языком программистов. По русски это звучит как "ошибка". Вы можете легко это проверить, вызвав утром машину для поездки на работу, а вечером для поездки домой по тому же маршруту — цена очень часто может отличаться. Так же часто великий «Яндекс» просто не знает о том, что та или иная дорога просто прекратила свое существование, или изменилась схема движения на определенном участке.
Но это не самое страшное. В итоге, для того чтобы хоть как то выжить в условиях подобной «конкуренции», уже «местные» службы стали прибегать все к тому же способу ведения расчетов с клиентами. В большинстве своем, подобные расчеты приводят к глобальному демпингу, в условиях которого, водитель стал зарабатывать много меньше. Если Вы клиент, то возможно сейчас усмехнетесь, мол - «И что с того? Мне то ведь только лучше?». Нет дорогой читатель, потерпи немного, и я все расставлю по своим местам...
Так чем же такое положение вещей грозит клиенту?
Для начала тем, что водитель не получая прежнего дохода, вынужден работать одновременно в двух - трех службах (благо с появлением мобильных Java приложений, это теперь не проблема). Для клиента это грозит тем, что машину ждать придется много дольше обычного, так как вместо того, чтобы ехать к Вам, он сначала выполнит два-три попутных заказа из других контор. Вызывать несколько служб? Тоже палка о двух концах! Ведь пока четыре — пять машин едут на Ваш адрес, в итоге разъезжаясь порожняком, эти машины ждут другие клиенты. Тоже происходит и с Вами.
Далее - ни о каком обновлении парка в сложившихся условиях, не может быть и речи! Ни один здравомыслящий человек, не решится на такие затраты в условиях серьезных финансовых рисков! Так что уважаемые пассажиры, не удивляйтесь пожалуйста и не злитесь, когда через пару лет к Вам будут приезжать исключительно «убитые» таксомоторы. Если конечно вообще будут приезжать...
К чему это я? Да все очень просто:
Сейчас «Максим» и им подобные, медленно убивают местные компании. Сами законодатели ему только помогают, вводя законодательные и нормативные акты, накладывающие дополнительные затраты только(!) на легальных таксистов, которых в стране и так не больше 30%. Тем самым, власти вытесняют «легалов» обратно в тень. Мои коллеги из профсоюза «Таксист» Удмуртии, провели подсчеты - а во что же обходится быть легальным извозчиком сейчас? Сумма вышла прямо скажем астрономическая - 457 тыс.рублей в год! При этом коллеги при подсчетах не учли амортизацию транспортного средства. Исходя из позиций, приведенных в расчетах, и переводя их на цены скажем в Иваново, сумма превышает отметку в полмиллиона рублей в год!
Даже если оставить пока в стороне двукратное повышение отчислений в «пенсионку» и прочим дармоедам, нельзя сбрасывать со счетов то, что власти сейчас всерьез говорят о введении единых тарифов (которые будет регулировать все та же власть, которая больше думает о голосах на выборах, чем о том - что завтра будет есть таксист и его семья), о введении желтых номеров (Зачем? Что это изменит?), о введении единого цвета (опять сумасшедшие, никому не нужные затраты!), о принудительной страховке пассажиров (вещь может и нужная, но тогда почему таксист платит за ОСАГО на 80% дороже?), и наконец ГЛОНАСС...
И да, чуть не забыл - в июле прошлого года, 131 Федеральный закон приравнял И.П от такси, к юр.лицам, но только в части ответственности(читай — штрафов). Теперь за любую мелочь, только ЛЕГАЛЬНЫЙ таксист, может попасть на штраф от 10 до 60 тысяч рублей (например 50000 тысяч рублей за то, что забыл поставить фонарь такси), в то время как нелегал — максимум на 5 тысяч, вообще ничего не имея, опять же при условии, что его все же поймают! «Хорошая поддержка» от Государства людям, поверившим ему и не смотря ни на что, платящим налоги!
Все эти меры, однозначно приведут без преувеличения к смерти легального такси...
Даже крупные таксопарки не выдержат конкуренции с нелегалами, они будут вынуждены поднимать тарифы, в то время как нелегалы будут не напрягаясь демпинговать. У легальных просто не останется работы, и они уйдут один за другим естественным образом.
Ну и что? - опять скажете Вы, - ведь нелегалы то останутся? Будем ездить с ними! Здесь все так же непросто. Сейчас в Государственную Думу Российской Федерации, с регулярностью почтового экспресса поступают законопроекты, предлагающие лицензирование такого вида деятельности, как «Диспетчерские службы». Пока их отклоняют один за другим, но это пока...
Допустим, такой закон примут, но как всегда нескоро. Вроде бы нужен он как воздух, но нужен сейчас, а не через год или более. Объясню почему. К примеру через полгода — год, все «местные» компании будут вынуждены закрыться, или уйти в тень. «Максим» и им подобные мгновенно оперятся и станут властвовать, конкурируя уже только между собой. В ход пойдут все те же средства — демпинг и реклама.
И вдруг - принимают такой закон. Сумасшедшие штрафные санкции за работу с нелегальными водителями, либо за работу без лицензии быстро расставят все по своим местам, и вот уже бывшие нелегалы задумаются о переходе на легальные рельсы. Вроде бы все здорово, победил закон?
Опять нет друзья мои, с 2015 года, вводятся квоты на выдачу разрешений на работу в такси, и те, кто не получит такое разрешение до этого срока, скорее всего лишатся возможности работать самостоятельно навсегда! Никогда не выиграет конкурс, владелец одного единственного авто - это мы уже проходили с «маршрутками». Дело все в том, что государство не проводит денежных конкурсов и аукционов в этой сфере, конкурсы проводятся по бальной системе. Баллы могут начисляться и снижаться за выполнение тех или иных условий - например количество машин у предпринимателя. Государству не интересен один предприниматель, с одной - пусть даже очень хорошей машиной, оборудованной ГЛОНАСС, с страховкой пассажира и прочей дребеденью. Государству проще работать с действительно крупными перевозчиками, их проще контролировать и «доить». Поэтому стоит ожидать, что лоты на таких конкурсах, будут распределяться примерно так: один лот — двадцать машин, плюс различные требования, например: год выпуска не старше...,класс авто не ниже..., цвет такой то и т. д. И вот где найти таких предпринимателей, которые будут готовы к очень серьезным рискам, и которые уже видели - что стало с их предшественниками, я пока не знаю... И даже если таковые и объявятся - такси будет стоить очень дорого!
«Что же делать?» - Возможно спросите Вы. Панацеи пока нет, то, что законодательство нужно менять, и менять срочно и коренным образом — это очевидно. Власть иногда идет с нами на переговоры, мы что - то обсуждаем, ищем пути решения, но очевидных сдвигов нет и как видно пока не предвидится. Что им, сидящим в высоких кабинетах до проблем каких то таксистов? Никто же не задумывается о том, что по подсчетам "Национального Совета Такси" (НСТ), в России около 1 миллиона 300 тысяч человек, так или иначе заняты в этом бизнесе, а если прибавить сюда родственников, друзей и сочувствующих пассажиров, можно смело умножить эту цифру на три, а то и больше...
Сейчас наш профсоюз, готовит письмо на имя Президента Российской Федерации, Владимира Путина. Может он обратит свое высокое внимание на ошибки его предшественника, и даст какой то толчок к изменению нынешней ситуации? Не уверен конечно, но надеяться хочется...
С Уважением к пассажирам и настоящим таксистам, Круглов Роман.
Пн 1 Апр 2013 - 18:40 автор Философ